Лозунг на 2018 год: «Бог говорит: ЖАЖДУЩЕМУ ДАМ ДАРОМ ОТ ИСТОЧНИКА ВОДЫ ЖИВОЙ» (Откр. 21:6)
 Доклад Архиепископа Дитриха Брауэра на Петербургском Международном Юридическом Форуме: "Взаимодействие государства, общества и религиозных организаций ". 22.05.2018

Доклад Архиепископа Дитриха Брауэра на Петербургском Международном Юридическом Форуме: "Взаимодействие государства, общества и религиозных организаций ".


   На протяжении нескольких столетий российское государство выстраивало плодотворные отношения как с главенствующей христианской конфессией - православием, так и с другими традиционными конфессиями. В их числе в первую очередь лютеранская церковь. Уже пять веков эта традиция представлена в нашей стране, внося свой заметный вклад в ее процветание. 
   В самом начале протестантами были иностранные ремесленники, специалисты, военные, врачи и так далее. Но очень скоро они ассимилировались и стали вполне русскими в смысле своей верности отечеству и единому российскому народу. Множество имен лютеран слились с судьбой России настолько, что без них невозможно себе представить полноценно отечественную культуру, армию, науку. 
   Лютеранская Церковь, как и православная, при династии Романовых была государственной. Ее светским главой был государь император. Величественные кирхи (храмы), образовательные и благотворительные учреждения строились при значительной поддержи государства лучшими архитекторами и по самым передовым технологиям. 
   Такое успешное взаимодействие было обусловлено самой канонической государственно-церковной моделью, которая догматически принята в лютеранской традиции. Имею в виду учение о двух царствах. Предложенная Мартином Лютером концепция основывалась на учении отцов церкви, в частности блаженного Августина. Светское царство ответственно за порядок, законность, справедливость и мир, а духовное - за проповедь Христа и нравственное наставление. При этом оба царства подчинены власти единого Бога и оба, каждое по-своему, служат Ему и воздают Ему одному славу. Следуя этому принципу, христиане не отделяют себя от общества и государства. Являясь его частью, они являются законопослушными гражданами, чутки к его нуждам и задачам, молятся за тех, кому вверена власть и ответственность. Патриотизм и гражданственность тем самым коренятся не во внешней идеологической установке, а в самой церковной традиции.  
   Такая государственно-церковная доктрина, как и евангельская этика позволили христианам традиционных деноминаций сохранить верность как Церкви, так и отчизне в самые трудные времена. Нередко эта верность рождала мученический подвиг. 
    Сегодня представляется крайне важным восстановить и развить то благословенное соработничество, которое на протяжении веков вплоть до октябрьского переворота 1917 года существовало между государством и традиционными историческими конфессиями. Бесспорно, что основной акцент в этой работе ставится на Русской Православной Церкви. Однако необходимо помнить и об исторических инославных, их весомом потенциале в построении процветающего общества и мирных отношений между народами. Для этого нужно вновь увидеть в христианах разных конфессий верных и надежных партнеров. Помочь восстановить, полностью уничтоженную в период воинствующего безбожия, нормальную церковно-приходскую жизнь, образование, социальное служение.  
   В этом контексте большое значение имеет принятый в 2010 году закон N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Однако на пути реализации этого закона встает множество трудностей и препятствий. После периодов гонений и репрессий многие государства провели церковную реституцию. Полная реабилитация исторических конфессий и реституция хотя бы части церковного имущества способна дать значительный импульс духовному возрождению в нашей стране, обеспечить полнокровное церковно-социальное служение, восстановить историческую справедливость и сделать Божье дело.

Возврат к списку