Лозунг на 2020 год: «ВЕРУЮ, ГОСПОДИ! ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ» (Мк. 9,24)
Семинар "Музыка в церкви" 08.10.2018

Семинар "Музыка в церкви"

В лице Питера Вингриха участники семинара встретили профессионала, мастера своего дела. Он одинаково уверенно чувствует себя за фортепиано и органом и не понаслышке знает обо всех тонкостях вокально-хорового исполнительства. Дитрих Хальманн – человек, без которого, наверное, семинар не состоялся бы в том качестве, в каком его увидели участники семинара: как живая связь традиций и поколений. Благодаря его усилиям и стараниям в 2004 году в Сарепте появился орган немецкой фирмы “G.F. STEINMEYER & CO”. Пропст Нижней Волги Олег Штульберг совмещал в одном лице референта и организатора встречи. Бытование музыки в церкви всегда порождало ряд специфических проблем. Какой ей следует быть, где провести границу, чтобы не произошло перерождения в увлекательное, но уже не связанное с поклонением Богу, искусство? Сейчас, в эпоху мультикультурализма, когда нас окружают новые ритмы, мелодические обороты и гармонии, вопрос обретает дополнительный аспект. Думается, не случайно одно из занятий семинара носило название: «Память и перспективы церковных песнопений». Но не только одно это занятие было посвящено тенденциям развития. Каждый день семинара, работая в группах или объединяясь для общего пения, участники наблюдали это сосуществование традиционного и нового, привычного и неизвестного. Освященные веками песни основоположников Лютеранской Церкви, композиторов барокко, девятнадцатого, двадцатого веков и даже наших современников, – таков хронологический охват песенного материала. Песни на тексты Пауля Герхардта, авторские и народные мелодии, – со всем этим участники семинара могли ознакомиться не в виде сухой теории, а на практическом опыте. Пение должно изливаться из сердца верующего, – об этом с большим чувством сказал во вступительном слове перед семинаром Дитрих Халльманн. На каждом занятии, в первой и во второй половине дня, участников семинара встречал собранный и неизменно доброжелательный Питер Вингрих. Он обладает умением сразу настроить аудиторию на рабочий лад. За три дня участники семинара спели и обсудили новых десятки песнопений, разучили более восьми канонов. Нужно отметить, что ведущие продумали подборку песнопений и скомпоновали их в виде брошюр, которые каждый участник мог взять домой, в свою общину. Работа велась с хорошо налаженной обратной связью с аудиторией: Питер Вингрих прежде всего выслушал пожелания участников, и, в дальнейшем, отвечал на все вопросы. Повысило эффективность чередование общего пения и деления на группы, каждая из которых могла работать самостоятельно. Тому же способствовал и дифференцированный подход: отдельно проводилось занятие для руководителей хоров, рассматривались более узкие аспекты работы хормейстера (пение акапелла, литургика). Дитрих Халльманн рассказывал о духовной поэзии 17 века, о ее великом представителе – Пауле Герхардте. Запомнилось предложение ведущего не исполнять одну из песен в слишком мрачном характере. Действительно, церковь знает скорбь, но не уныние или обреченность. Дитрих Халльманн и сам удивляет своей энергией. Хочется пожелать ему сохранить неизменной эту крепость и силу духа. Не менее интересным было и библейское занятие «Пойте, потому что Бог милостив к людям» (на текст Евангелия от Луки, 1:46-56), которое провел Олег Штульберг. По завершении занятий участников семинара ждал концерт с разнообразной программой из органных и хоровых произведений, в котором с большим успехом выступили немецкий органист Питер Вингрих и хор «Голоса Сарепты», а также все участники семинара исполнили несколько канонов, выученных на семинаре.

Статья написана на основании отзыва участника семинара  Пегоевой Тамары 

(община города Армянска, АР Крым)



Возврат к списку