Лозунг на 2019 год: «ИЩИ МИРА И СЛЕДУЙ ЗА НИМ» (Пс. 33:15)
В ПЕТРИКИРХЕ ОТКРЫЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ОБ ИСТОРИИ ЗДАНИЯ 12.11.2019

В ПЕТРИКИРХЕ ОТКРЫЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ОБ ИСТОРИИ ЗДАНИЯ

Здесь можно увидеть, как выглядел роскошный интерьер собора до его закрытия в 1930-е годы, – не только на фото и эскизах художника Максимилиана Месмахера: маленький фрагмент настенной росписи, случайно обнаруженный при косметическом ремонте полтора года назад, удачно соседствует со стендами. Каким был исторический орган фирмы Walcker, можно узнать благодаря бронзовому макету, выполненному специально для выставки студентами Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Василием Ануфриевым и Григорием Козенюком. Они же сделали и бронзовый макет всего здания Петрикирхе, также представленный здесь. Копия получилась в сто раз меньше оригинала. 
Органам Петрикирхе посвящен отдельный стенд. Оказывается, для установки исторического органа Walcker в 1840 году пришлось немного опустить органные хоры в богослужебном зале. Рядом перечислены имена органистов, служивших здесь в течение двух веков – начиная еще с первого здания церкви, построенного на этом месте в XVIII веке и позже снесенного для возведения современного – более вместительного. Среди штатных органистов церкви были и ученики Баха, Мендельсона, Рубинштейна. А, к примеру, Людвиг Гомиллиус (годы работы: 1870–1908), был видным музыкальным деятелем в масштабах всего Петербурга. Благодаря ему в Петербурге впервые исполнили Баховские «Страсти». Генрих Штиль (годы работы: 1854–1867), виртуоз мирового уровня, был учителем Чайковского. А Генрих Август Беллинг (годы работы: 1840–1854) – основателем старейшего немецкого певческого общества в России „Singakademie“. К слову, современное здание Петрикирхе, построенное по проекту архитектора Карла Брюллова, было освящено 31 октября, на День Реформации, 1838 года, а фактически закрыто в декабре 1937 года, в канун Рождества (официально – в феврале 1938 года).  
О дореволюционных временах напоминают и старые богослужебные книги, и портреты пасторов, и копии двух витражей собора на сюжеты Священной истории, оригиналы которых сегодня находятся в хранилище Эрмитажа. Об истории общины Петрикирхе можно узнать, воспользовавшись интерактивным дисплеем, также установленным здесь. Несколько стендов рассказывают о жизни Петрикирхе в советские десятилетия. Изъятие ценностей, арест пасторов и прихожан, закрытие здания, депортация российских немцев… 
Напротив входа в так называемые «катакомбы» Петрикирхе, где находится чаша бывшего бассейна, расположен стенд с фотографиями из жизни бассейна Балтийского морского пароходства, работавшего в церковном здании с 1963 по 1993 год. На них отражены и международные соревнования, проходившие здесь, с участием команд из Бельгии и ФРГ.  
На стенде с фото, где запечатлен исторический момент передачи здания верующим, а также первые богослужения в зале, где шли работы по перекрытию чаши бассейна, есть еще один любопытный документ. Это письмо от работников ПТО «Оптика» от 25 апреля 1990 года. Оно адресовано в Ленсовет, с копией в газету «Смена». В нем сотрудники «Оптики» просят, по возможности, сохранить бассейн в здании Петрикирхе, выходя из которого, «с восторгом ощущаешь прилив новых сил и радостного восприятия жизни». В крайнем случае, если это всё-таки окажется невозможным, работники производственно-технического отдела предлагают сначала построить новый бассейн для Балтийского морского пароходства и лишь после этого закрыть имеющийся.  
И, наконец, завершает экспозицию первый стенд об истории собора свв. Петра и Павла, который в 1989 году сделал Совет Петрикирхе, собиравшийся при стоящей рядом школе № 222 (Петришуле). На нем от руки написан текст, и приклеены отксерокопированные изображения. Среди задач Совета – выселение из здания бассейна и возрождение общины.  
Церемонию открытия выставки провел пропст Михаэль Шварцкопф. На ней также присутствовал пастор Кристоф Эрихт, служивший с 1999 по 2002 год в Петрикирхе. В своем кратком выступлении он отметил, что мы не несем ответственность за прошлое, но ответственны за то, чтобы его темные стороны не повторились в будущем. В этом, по мнению пастора Эрихта, главный смысл выставки – «окна в прошлое». Особую благодарность пропст Шварцкопф выразил куратору этой выставки – члену Совета общины Петрикирхе Герхарду Ройтеру, который занимается культурными проектами в здании и на открытии экспозиции представил ее гостям. А также берлинскому фонду „Bundesstiftung Aufarbeitung“, при поддержке которого была подготовлена выставка.
 Сообщение Канцелярии Архиепископа Источник: http://www.elkras.ru/ #лютеранероссии #лютеранство #петрикирхе #история

Возврат к списку